Жестокая судьба крепостной актрисы. Кормить грудью барского щенка вместо своего ребенка. Душераздирающая сцена! Молодая красивая женщина на полу псарни наклонилась над корзиной со щенком, который кормится от ее груди, в то время, как рядом лежит ребенок на которого смотрит несчастная. Из названия произведения "Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка" понятно, что она актриса крепостного театра и чем-то не угодила барину, за что ее и подвергли такому унизительному наказанию. Цель Николая Касаткина понятна — он хотел показать на этом примере, ужасы крепостничества. Но если учесть, что картина была написана в 1910 году, а крепостное право отменено еще в 1861, то обличительный пафос картины запоздал на полвека. Таким образом, полотно можно рассматривать как историческое и одновременно как идеологическое, показывающее, до каких зверств может дойти человек, когда другие люди совершенно бесправны и в полном его подчинении.
Максим Корольков "Больничный клоун" "У картины есть предыстория. Несколько лет назад я в компании друзей – артистов оказался в доме-интернате: туда мы приехали развлечь, повеселить ребят и привезли им подарки. Именно тогда, пообщавшись с детьми, от которых отказались родители из-за заболеваний и физических недостатков, мне пришла в голову идея картины о больничных клоунах" – Максим Корольков
Энрике Симоне "У неё было сердце!" Картина написана в 1890-ом году, на протяжении четырёх лет живописец обучался в Испанской академии изящных искусств. Энрике Симоне всегда следил за всем происходящим, на тот момент времени женщины занимающиеся продажной любовью были чем то обыденным. Из-за такой профессии девушки часто подвергали себя опасности, что и произошло с героиней картины. Молодой Энрике попытался изобразить картину, чтобы открыть глаза на проблемы малоимущих девушек. Картина вдохновлена реальными людьми, коронером стал обычный бездомный, который просил милостыню на улице. Художник случайно его встретил и заплатил за оказание услуги. Незнакомец должен был некоторое время попозировать, чтобы художник смог запечатлеть все детали и передать это на своём холсте. Погибшая же страдала от несчастной любви в реальной жизни, поэтому покончила жизнь самоубийством. Художнику позволили некоторое время посмотреть на умершее тело и запечатлеть интересные моменты. Из названия можно сделать вывод, что Энрике не презирал девушек, которые занимались подобным, а наоборот, рассказывал об их трудной жизни.