ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Discussion in 'ИГРЫ СЛОВ' started by Andrew, Jan 3, 2008.

  1. Andrew

    Andrew Специалист

    «ОТКРОВЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА»
    ГЛАЗАМИ ЧЕЛОВЕКА БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ


    Раньше, к стыду своему, не читал «Апокалипсис». Начинал пару раз, но ни разу не продвинулся дальше 7-го стиха первой главы. А вот теперь как-то так сложились обстоятельства, что я добрался аж до 10-го и 11-го стиха.

    «1, 10. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
    1, 11. то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.»

    И тут меня зацепило. Да простят меня люди верующие, сначала в голове составилось ироническое стихотворение:

    НЕ ПИШЕТСЯ

    Я был не в духе в день воскресный
    И не расслышал голос трубный,
    Что Он есть Альфа и Омега,
    Что он и Первый, и Последний.
    Чего не видел – не пишу.

    Но это была случайная шалость. Дальнейший текст меня увлек уже всерьез. Очень интересные, яркие, динамичные образы - так и просятся на экран. При этом язык нескучный. Тем, у кого есть трудности с восприятием этого произведения, я бы порекомендовал читать лежа, полностью расслабившись, с местным освещением, чтобы была хорошо освещена только книга, а остальной интерьер терялся в полумраке. В идеале «Апокалипсис» надо бы читать в темноте с закрытыми глазами, чтобы картинки в воображении формировались без помех, но по понятным причинам это невозможно. Разве что – слушать чтеца. Но тогда другой набор помех - тембр голоса, громкость, интонация.

    Чтобы проиллюстрировать свои впечатления, далее приведу несколько понравившихся фрагментов с комментариями. В нумерации первое число - № главы, число после запятой - № стиха.


    ***
    «2, 16. Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.»

    Здесь речь идет не о словесном сражении, а о вполне конкретном мече: «1, 16. …и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч…»


    ***
    «2, 20. …ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
    2, 21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
    2, 22. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
    2, 23. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности…»

    Интересно, зачем детей-то?


    ***
    «3, 6. …и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
    3, 7. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
    3, 8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.»

    В связи с этим фрагментом вспоминается песня «Орел, Телец и Лев» Б.Гребенщикова и группы «Аквариум»:

    Как странно то, что затеваю я:
    Подобие любви создать из жажды.
    И временем раскрасить, чтоб однажды
    Поверить самому. Не знаю я,

    Откуда этот редкостный напев -
    Знакомых нот чудесное сплетенье?
    Стук в дверь мою. «Кто?» - спрашиваю. «Тени, -
    Они ответствуют, - Орел, Телец и Лев».

    Я говорю: «Откуда вы ко мне,
    Какой судьбой?» - и ключ в дверях вращаю.
    Поставить чай немедля обещаю
    И дверь держу на этой стороне.

    Они смеются: «Вот напрасный труд!
    Не трать сил зря» - и чинно сквозь проходят,
    Садятся в круг и глаз с меня не сводят,
    И, кажется, они чего-то ждут.

    «Послушайте, любезные друзья!
    Не может быть, чтоб вам был нужен я.
    Должно быть, здесь произошла ошибка…»
    Но скрипка на стене моей дрожит,
    И, Боже мой, мне кажется, бежит
    По их чертам знакомая улыбка.

    Так и живем, не пропустив ни дня,
    Но каждый день проходит словно дважды.
    И я все пью, и мучаюсь от жажды,
    А гости здесь, и смотрят на меня.

    Не правда ли, заметно сходство персонажей? Только вот одного животного, как будто бы, не хватает… А вот и хватает! Сам-то Борис Борисович и есть то животное, которое «имело лице, как человек». Такая вот интересная позиция художника в духовной иерархии.


    ***
    «6, 10. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?
    6, 11. И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число.»

    Трогательная сцена. Утешение, хоть какое-нибудь, а должно быть.


    ***
    «9, 1. Пятый Ангел вострубил, и я увидел звезду, падшую с неба на землю, и дан был ей ключ от кладязя бездны.
    9, 2. Она отворила кладязь бездны, и вышел дым из кладязя, как дым из большой печи; и помрачилось солнце и воздух от дыма из кладязя.»

    Многократный повтор слова «кладязь» воспринимается легко и естественно.


    ***
    «10, 4. И когда семь громов проговорили голосами своими, я хотел было писать; но услышал голос с неба, говорящий мне: скрой, что говорили семь громов, и не пиши сего.»

    Обязательно должна быть тайна еще более тайная, чем та, что явлена в откровении.


    ***
    «10, 8. И голос, который я слышал с неба, опять стал говорить со мною, и сказал: пойди, возьми раскрытую книжку из руки Ангела, стоящего на море и на земле.
    10, 9. И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед.
    10, 10. И взял я книжку из руки Ангела, и съел ее; и она в устах моих была сладка, как мед; когда же съел ее, то горько стало во чреве моем.»

    Без комментариев!


    ***
    «13, 6. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его…»

    Я просто балдею от таких вот неторопливых уточнений.


    ***
    «17, 4. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства ее;
    17, 5. и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным.»

    Впечатляющее символическое описание негативного города Вавилона через образ женщины. Тайна отнесена к негативным именам.


    ***
    «21, 2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.»
    «21, 9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.
    21, 10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.»

    Вот, позитивный город Иерусалим, а символ опять женский.


    ***
    «21, 8. Я, Иоанн, видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему;
    21, 9. но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись.»

    Несерьезное сравнение, но вспомнил холотропное дыхание у О.Кузнецова. Когда я в слезах пытался его благодарить за мое «прозрение», он показал рукой вверх и сказал: «Его благодарите».


    ***
    «22, 20. …Ей, гряди, Господи Иисусе!
    22, 21. Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.»

    Существует мнение, что «Апокалипсис» был включен в состав Нового завета не для запугивания, а для того, чтобы поддержать приверженцев тогда еще молодой религии в период трудностей и гонений. Поэтому, несмотря на описания ужасов, произведение содержит в себе большой позитивный заряд. По моим наблюдениям, этот заряд может почувствовать даже человек без определенного вероисповедания, каковым я в настоящее время являюсь.
     
  2. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    В связи с этим фрагментом вспоминается песня «Орел, Телец и Лев» Б.Гребенщикова и группы «Аквариум»:
    Andrew, у Гребенщикова две песни про "Орла, Тельца и Льва"?

    Аквариум (Борис Гребенщиков) / Город

    муз.Франческо да Милано, сл.Андрей Волконский
    сочинил песню Алексей Хвостенко

    Под небом голубым есть город золотой
    С прозрачными воротами и ясною звездой,
    А в городе том сад, все травы да цветы,
    Гуляют там животные невиданной красы:

    Одно, как желтый огнегривый лев,
    Другое вол, исполненный очей,
    С ними золотой орел небесный,
    Чей так светел взор незабываемый.

    А в небе голубом горит одна звезда.
    Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
    Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
    Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.
    Тебя там встретит огнегривй лев,
    И синий вол, исполненный очей,
    С ними золотой орел небесный,
    Чей так светел взор незабываемый.
     
  3. Andrew

    Andrew Специалист

    Lilja,
    А ты случайно не знаешь, кто этот Андрей Волконский, зачем он заменил тельца волом и куда дел четвертое (по первоисточнику - третье) животное (или он тоже себя с ним идентифицировал)?

    Слышал однажды эту песню в исполнении Хвостенко - лучше бы не слышал...
     
  4. Lilja

    Lilja Зоопсихолог

    Я, честно говоря, твою песню не слышала ни разу, только приведенную мной. И пел ее именно Гребенщиков (а не Хвостенко, если ты об этом).
     
  5. Andrew

    Andrew Специалист

    Lilja,
    нет, я не об этом. Я интересуюсь, не знаешь ли ты, кто такой Андрей Волконский.
     

Share This Page